​Социальная адаптация детей-инвалидов

  • Общая информация об инвалидности у детей
    • Правовые основы
    • Адаптация
    • Проблемы, с которыми сталкиваются родители
    • Оказание социальной помощи
  • Правила социальной адаптации детей: общая характеристика
    • Понятие социальной адаптации
    • Методы работы
    • Условия адаптации
    • Порядок проведения мероприятий
    • Причины возникновения трудностей
  • Перечень программ
  • Последние изменения
  • Мгновенная консультация юриста

К сожалению, статистика говорит о том, что количество детей с инвалидностью достаточно велико. Именно по этой причине политика государства направлена на поддержку этого слоя нанесения, их родителей.

В качестве мер социальной поддержки применяются дополнительные льготы и дополнительная материальная поддержка. Кроме того, таким гражданам предлагаются услуги по реабилитации.

ОВЗ

К ним относятся такие особенности детей, как:

  • отклонения в зрении;
  • нарушение функций слуха;
  • нарушение речевого аппарата;
  • проблемы с опорно-двигательными функциями человека;
  • аутизм;
  • плохо развивающиеся умственные способности, которые приводят к умственной отсталости малыша по сравнению с его сверстниками;
  • отклонения в психическом развитии.

Такие дети поддаются обучению, но для этого им требуются вспомогательные аппараты либо специальные техники обучения. Будущее для этих детей еще не совсем потеряно, так как они могут получить необходимое образование и приспособиться к условиям жизни.

Для обучения таких детей специально разрабатываются особые программы. Все дети разделяются по определенным ограниченным возможностям и обучаются в составе небольших групп. Дошколят обязательно мотивируют в игровых формах обучения. А школьники могут проходить обучение на дому, чтобы иметь все необходимые условия.

Кто подтверждает документально категорию лиц с ОВЗ?

Как
вам уже известно, статус «ребёнка с ОВЗ» устанавливает
психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Программы
развития, учитывающие ФГОС

Есть несколько учебных планов, основывающихся на
Стандарте. Первый вариант касается детей, которые ко времени поступления в
школу достигли необходимого уровня развития, и у которых получится сотрудничать
со своими одногодками. В данном случае вместе со здоровыми школьниками учатся
дети, имеющие ОВЗ. Расшифровка этого варианта следующая: дети обучаются в одной
и той же среде, к ним предъявляют зачастую одинаковые требования. В конце
обучения в школе каждый ученик получает документ об образовании.

Дети, у которых ограниченные возможности, обучающиеся
по первому варианту, вправе проходить разные виды аттестации в других формах.
Специальные условия создают для использования в определённой категории здоровья
ученика. Главная образовательная Программа состоит из обязательной
коррекционной работы, исправляющей недостатки в развитии ребёнка.

О втором типе программы

Ученики, у которых ОВЗ, и они проходят в школе
обучение по этому варианту, могут получить более пролонгированный срок. К
главной программе добавляется пару учебных планов, учитывающих потребности
ученика с ограничениями в здоровье. Этот вариант может быть выполнен как в виде
совместного обучения с одногодками, так и в отдельных классах или группах. Важная
роль в обучении отводится информационным технологиям и специальному
оборудованию, расширяющему возможности школьника. Второй вариант подразумевает
обязательные работы, касающиеся углубления и расширения социального опыта
учеников с ОВЗ.

Подробности программы третьего типа

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по этому варианту, получают
образование, которое нельзя сравнить с тем, какое получают обычные школьники.
Обязательное условие для реализации учебного плана – это создание
адаптированной индивидуальной среды. Ученики с ОВЗ вместе с экспертной
комиссией выбирают форму аттестации и термин обучения. Так может быть
осуществлена учебная деятельность как вместе со сверстниками, так и в особых
организациях и отдельных группах.

Четвёртая программа развития

В этом случае ученик со многими нарушениями здоровья
обучается по адаптированной программе, при этом учитывается индивидуальный
план. Обязательно условие заключается в формировании среды, где в большой
степени реализуется жизненная компетенция в социуме. Четвёртым вариантом
предусматривается обучение на дому, где акцентируется внимание на расширении в
доступных пределах жизненного опыта и социальных контактов. Чтобы освоить
программу, может быть использована сетевая форма взаимодействия с
применением  различных образовательных
ресурсов. Ученикам, успешно прошедшим обучение по этому варианту, выдают
свидетельство установленного образца.

Перспективными считаются учебные заведения,
реализующие главные программы и адаптированные под потребности детей с ОВЗ.
Организации состоят из инклюзивных классов, благодаря чему дети с нарушенным
здоровьем будут свободно развиваться в социуме. А ещё в этих школах проводится
непрерывная работа не только с детьми, но и с их педагогами, родителями.

Такой является индивидуальная адаптированная образовательная программа для
детей с ОВЗ.

Особые дети – кто они?

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Стоит помнить, что каждый особый ребенок уникален и развивать его необходимо не «по общим правилам», а исходя из особенностей его здоровья и психического состояния.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В каком порядке проводится социальная адаптация?

Действующими нормативно-правовыми документами определены несколько этапов привыкания ребёнка с ОВЗ в обществе, которые приведены в таблице ниже.

Уровень Характеристика
Неудовлетворительный Ребёнок не в состоянии приобретать первоначальные навыки и приспосабливаться к психологической обстановке в новой окружающей среде. Несовершеннолетний имеет постоянные заболевания по этой причине.
Неполный Адаптация ребёнка затруднена при помещении его в новую социальную среду.
Удовлетворительный Несовершеннолетний полностью адаптировался при помещении его в новое общество. Они имеют полноценные навыки к самообслуживанию, выполнению функциональных обязанностей и соблюдению дисциплин.

Первоначально, для детей с ограниченными возможностями проводят экскурсию, помогающую ознакомиться с новой окружающей средой и социумом.

Также, эффективными являются практические задания, предполагающие вступление в диалог с другими сверстниками, для получения какой-либо информации, помогающей решить поставленное задание.

Это помогает познакомиться с другими детьми, наладить взаимоотношения, завести новые знакомства и друзей.

В практическом применении, используются следующие меры деятельности:

  • Наглядные;
  • Практические;
  • Воспитательные.

Для достижения скорейшей социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями используются различные игровые мероприятия, которые делают образовательный и воспитательный процесс легче. В процессе игры вовлекается намного больше детей, чем при простой подаче материала.

Последним пунктом социальной адаптации является закрепление. На этом этапе ребёнок несколько привыкает к этой среде, самостоятельно общается, передвигается и обучается.

с родителемРодители постепенно предоставляют ребёнку возможность самостоятельно обеспечивать себя, что придает ему уверенности.

Этот этап реализуется в течение нескольких месяцев, при проведении реабилитационных мероприятий.

Основными задачами социальной адаптации являются следующие:

  • Постоянный контроль за развитием несовершеннолетнего;
  • Преодоление трудностей, которые возникают при получении образования;
  • Окружение ребёнка с ограниченными способностями только положительными эмоциями;
  • Предоставление информации об отличительных особенностях личностного формирования ребенка с ОВЗ, его обучении и адаптации несовершеннолетнего в социуме.

Проведение мероприятий по получению образования таких детей возможно одновременно несколькими способами, которые приведены в таблице ниже.

Если несовершеннолетние с ОВЗ посещают учреждения совместно с полностью здоровыми детьми Не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В особенности это относится к школам, преподающим стандартные обучающие программы. В таких учебных заведениях нет различия между категориями детей.
При устройстве ребёнка в образовательное учреждение Имеющее специальный класс для таких детей.

Льготы работающим родителям ребенка-инвалида в 2018 году

Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2018 году могут получать социализацию. Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка.
Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться. Общие моменты Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — главная задача, которая стоит перед государством. Поскольку долгое время главной программой было отделение таких детей в отдельные классы или школы.
Это и мешало им стать полноценными участниками социума. В 2018 году стандарт инклюзивного образования делает возможным помещение ребенка в классический школьный класс.

Перечень программ

Благодаря социальной адаптации детей с ОВЗ удается сформировать личность и выпустить ее в общество.

Чаще всего для этого ребенок направляется на обучение в обычную общеобразовательную школу, где вся его программа реабилитации проходит на индивидуальных условиях. При наличии отличий от нормального в поведении, малыша отправляют в специализированное учебное заведение, где учеба носит индивидуальный характер.

Как показывает практика, для нормальной жизнедеятельности такого ребенка требуется именно индивидуальный подход, так как он способствует его социальной адаптации, малыш перестает быть замкнутым в себе и начинает общаться.

Сейчас наибольшей популярностью и эффективностью пользуется пескография и прочие методики, предлагаемые ведущими специалистами.

Чтобы социально адаптировать таких детей, постоянно разрабатываются дополнительные программы, в которых отображаются нюансы воспитания таких малышей.

Еще один доступный вид соцадаптации ребенка — лепка с использованием красочных материалов. С помощью таких занятий у малыша формируется интерес к эстетике, художественное видение предметов.

Для такой работы может использоваться любой материал, отвечающий требованиям ГОСТ. Чаще всего используются грязь и соленое тесто.

В ходе таких занятий достигается сразу несколько целей:

  1. Улучшение психического состояния ребенка.
  2. Синхронизация действий его рук.
  3. Развитие разных типов мышления.
  4. Выработка умения достигать поставленной цели.

Важно! Целью таких программ является не только социальная адаптация ребенка, но и выработка у него простейших привычек, которые позволят в будущем позаботиться о себе и о своих родственниках.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Методы обучения малышей с ОВЗ

Министерством образования разработано множество программ, по которым может производиться обучение таких детей. В зависимости от особенностей каждого ребенка, компетентные люди должны назначить конкретный метод. Наиболее распространенными считаются следующие программы:

  1. Метод проектов. При нем обучение происходит на основании проектирования мыслей и желаний человека. Его приучают мыслить позитивно и добиваться своих желаний с помощью определенных действий.
  2. Индивидуальный маршрут. В этом случае схема обучения разрабатывается индивидуально для конкретного малыша с учетом всех его особенностей организма.
  3. Медико-психологическая программа. При ней создается специальная комиссия из педагогов, психолога и медиков. Они определяют состояние здоровья малыша и принимают индивидуальную программу развития.
  4. Психолого-педагогический метод. Под ним понимается диагностика дошкольников, чтобы своевременно провести квалифицированную помощь в коррекции развития детей.
  5. Дошкольное образование. Оно предоставляется не только здоровым детям, но и тем, кто имеет ОВЗ. Они также имеют равные права с остальными детьми. Им обеспечивается инклюзивное образование с учетом имеющихся у них индивидуальных возможностей.
  6. Интегрированное образование. Оно включает в себя некоторые особенности, которые не свойственны для здоровых детей. Одной из наиболее ярко выраженных особенностей можно назвать заниженную самооценку, которая неуклонно связана с имеющимся отклонением в здоровье. Такие дети обычно дистанцируются от коллектива, и им сложно в него интегрироваться. Поэтому воспитатели и педагоги должны помочь им подружиться с другими детьми, имеющими ограниченные возможности.
  7. Сопровождение педагогов при инклюзивном обучении. В этом случае дети с ОВЗ обучаются совместно со здоровыми сверстниками. А сами педагоги должны помогать таким детям интегрироваться в коллектив здоровых детей.

Такие дети не получают от государства денежные средства в виде пенсионных выплат, как инвалиды, но им предоставляются некоторые льготы, которыми они могут пользоваться наравне с инвалидами. Среди таких льгот и преимуществ можно отметить:

  1. Возможность получения бесплатных занятий с социальными педагогами, психологами и логопедами. Эти специалисты обычно должны заниматься с такими детьми 2-3 раза в неделю, чтобы улучшать их навыки и помогать им общаться с окружающими.
  2. Возможность претендовать на особый подход преподавателей при выставлении оценок их знаний. Обычно учебные заведения самостоятельно устанавливают свои правила. Но главным смыслом тут является выявление талантов у таких детей, а затем дальнейшее их развитие.
  3. Возможность сдачи выпускных льготных экзаменов. Ученик может сделать выбор, каким образом, он будет выпускаться из школы. Он может сдавать ЕГЭ, как и все здоровые ученики, либо может выбрать обычные экзамены, не дающие ему возможность поступить с этими результатами в вуз.
  4. Право на получение школьных обедов. Они предоставляются таким детям бесплатно.
  5. Недопустимо применение дисциплинарных взысканий к таким детям на протяжении всего учебного года, независимо от количества рецидивов.

Важно знать, что с каждым годом недуг ребенка может прогрессировать. И если еще год назад вам отказали в предоставлении инвалидности, то возможно, что спустя прошедшее время вашему ребенку ее предоставят. Существует 3 ступени, по которым осуществляется интеграция  ограниченных возможностей:

  1. Недуг. В этом случае ребенок потерял определенную анатомическую возможность либо утратил функцию. Сюда относятся также и отклонения в психическом и физиологическом развитии.
  2. Вторая ступень. Когда перечисленные виды недугов не дают возможность выполнять ребенку определенный вид деятельности, который выполняют все остальные сверстники.
  3. Последняя ступень. Когда человек по причине данного недуга теряет возможность самостоятельно ухаживать за собой.

Именно при наличии последней степени устанавливается инвалидность. В любом случае для определения ОВЗ или инвалидности требуется прохождение специальной комиссии, которая выдает медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. На основании данного документа родители малыша могут оформить все положенные льготы и выплаты, а также получить социальную помощь.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Если правильно и вовремя начать развитие ребёнка — очень
многие отклонения в будущем можно смягчить. В образовании детей с ОВЗ важно
качество. В наше время очень много ребят с тяжёлыми нарушениями. Но благодаря
тому, что применяется новейшее оборудование, используются современные
коррекционные программы, много учеников достигает необходимого уровня развития
в своей возрастной категории.

Сегодня
наблюдается тенденция к устранению неравенства коррекционных и
общеобразовательных школ. Акцент делается на инклюзивное обучение. Поэтому
состав учеников характеризуется большой неоднородностью по умственному,
физическому, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется
адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных
расстройств. Нередко педагог теряется в различных приёмах оказания поддержки и
помощи учащимся, у которых ограниченные возможности. Кроме того, есть недочёты
в использовании разных информационных технологий на уроках и факультативных
занятиях.

Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном
    учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической
    инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий,
    которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Потому
«безбарьерная» среда в обучении – это до сих пор проблема.  

Об
образовании для всех

Дистанционное
обучение приобретает большую популярность вместе с традиционными формами.
Данный метод организации учебного процесса существенно упрощает получение
достойного образования для детей, имеющих ОВЗ. Расшифровка дистанционного
обучения выглядит следующим образом: речь идёт о форме обучения, среди
преимуществ которой стоит отметить следующие.

I. Методическое
обеспечение быстро обновляется.

II. Обеспечивается
высокий уровень адаптации к условиям жизни и здоровья учеников.

III. Есть
возможность быстро получить дополнительную информацию.

IV. У
детей развивается самостоятельность и самоорганизация.

V. Можно
получить помощь в углублённом изучении предмета.

Благодаря
этой форме решается вопрос о домашнем обучении для детей, которые часто болеют.
Таким образом сглаживаются границы между ними и теми ребятами, у которых
отсутствуют отклонения в здоровье. 

О
ФГОСе

В соответствии со Стандартом можно применять четыре
типа программ обучения. Нужный вариант для учащихся определяется на основании
рекомендаций, которые даёт психолого-медико-педагогическая комиссия. Чтобы
успешно реализовать выбранную программу, принимают во внимание специальные
условия, нужные ребёнку, у которого ограниченные возможности здоровья.
Предусмотрен переход от одного варианта к другому по мере того, как развивается
ребёнок. Правильное развитие ребёнка возможно, если соблюдать следующие
условия: его желание, заявление родителей, наличие очевидной положительной
динамики в обучении, результаты ПМПК (психолого-медико-педагогической
комиссии). Кроме того, важно создать необходимые условия в образовательной
организации.

Общеобразовательная или спецшкола?

Ребенок в инвалидном креслеОбучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Возможно, родителям потребуется переоборудовать квартиру в зависимости от особенностей здоровья ребенка, чтобы облегчить его быт и возможность развивать навыки самообслуживания.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры соцадаптации детей с теми или иными ограничениями по здоровью. Здесь проводятся не только занятия с ребятами, но и обучение пап и мам, консультации с психологом и т. д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешной социальной адаптации.

Условия реализации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

Федеральными нормативно-правовыми документами определены некоторые этапы и условия, на который вводится адаптация недееспособного ребенка в социуме, что приведены в таблице ниже.

Понятие Характеристика
Уравновешивание Является минимальным показателем процесса адаптации к новым условиям. На данном этапе происходит ознакомление с новой окружающей средой. Здесь ребёнок с ограниченными способностями рассматривает новых детей и налаживает с ними связь.
Псевдоадаптация Определяется как привыкание к окружающей среде внешне, но непринятие её на психологическом уровне. Это может происходить по причине разных убеждений, интересов и других разногласий между ребенком с ОВЗ и другими детьми. Ребёнок не понимает, как ему поступать в неясных для него ситуациях, отвергая постороннюю помощь и дружеские отношения, придерживаясь первоначальным принципам.
Приноровление На данном этапе происходит принятие системы ценностей и убеждений нового окружения. Как пример, одна из сторон идет на уступки по отношению к другой.
Уподобление Полное психологические и физическое привыкание ребёнка, соответственно новых социальных условий.

Важно осознавать, что процесс адаптации ребёнка в социуме является сложным процессом, так как дети с ограниченными возможностями отличаются от сверстников, а их характер еще слаб и неустойчив.

заботаКаждый из таких детей должен обеспечиваться заботой и социальной поддержкой не только близких родственников, но и других лиц, с которыми он контактирует.

Рожайте не откладывая. путин озвучил меры поддержки семей с детьми на 2018

Жилищные льготы Семьи детей с инвалидностью имеют следующие жилищные гарантии:

  • предоставление жилья на безвозмездной основе;
  • скидка в размере 50 %!при оплате коммунальных услуг;
  • предоставление земельных участков в садоводческих товариществах, для строительства жилья или ведения приусадебного хозяйства (без очереди и бесплатно).

Семьям с детьми-инвалидами может быть увеличен в 2 раза метраж жилья, предоставляемого по условиям социального найма (по сравнению с действующими нормативами). Дополнительные льготы могут устанавливаться регионами и муниципалитетами самостоятельно. Компенсации при обучении ребенка-инвалида При наличии медицинских показаний по заявлению родителей обучение ребенка с ОВЗ может осуществляться в домашних условиях.

Оплата обучения по стандартной программе полностью компенсируется за счет федеральных субвенций на образование.
Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ Образование В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика Родители ребенка с ОВЗ могут рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика. Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.

Правила оформления положения Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: