Образование и профессиональное обучение детей-инвалидов в России

Право на получение образования детьми-инвалидами закреплено на законодательном уровне. Действие закона об обучении и профессиональной подготовке инвалидов распространяется на все субъекты РФ. Исполнение законодательства в этой сфере контролируется органами Минобрнауки, курирующими соответствующие организации в закрепленных за ними регионах.

Виды образовательных программ

В России положение граждан с инвалидностью, без учета конкретной группы, тяжести приобретенного заболевания, приравнивается к общему для остального населения. Ограниченный спектр возможностей из-за отклонений здоровья должен возмещаться не человеком, а государством. Одним из таких мероприятий выступает организация образовательных программ для инвалидов.

Инвалид имеет возможность свободно получать образование. Ребенок может сначала быть дошкольником, посещать детский сад, как и другие дети, после пойти в школу или специализированное учреждение, а далее поступить в вуз. Отсюда выводятся следующие направления образования:

  1. Дошкольное обучение. Доступность такого варианта не может быть ограничена. Инвалид детства вправе проходить необходимые надомные мероприятия или же посещать школы.
  2. Общеобразовательные процессы. Здесь предполагается школьное обучение. Для некоторых детей можно организовать либо домашнюю программу, либо посещение школ, в том числе определяющих специфику работы с инвалидами.
  3. Среднее образование. Доступ в техникумы и училища не ограничивается. Подросток по возможности может выбрать то, что подходит.
  4. Профессиональное образование. Вузы принимают на учебу инвалидов и обеспечивают льготы студентам очной формы обучения. Например, прохождение обучения бесплатно или упразднение вступительных испытаний.

Кроме того, даже при наличии инвалидности человек может проходить дополнительные виды образования, повышать профессиональные навыки, обучаться в автошколе и тому подобное.

Обеспечение образовательного права ребенка-инвалида в школе и иных учреждениях осуществляется государственными органами, ответственными за разработку специальных программ, направленных на адаптацию детей и реализацию ими своих возможностей. Подключаются также органы социальной защиты, которые непосредственно предоставляют условия для воспитания и развития малышей. Тот же принцип действует и при получении образования взрослыми инвалидами.

При реализации рассматриваемого права определяется такой вопрос: как оплачивается обучение ребенка-инвалида на дому, в школе, вузе и прочих заведениях? В большинстве случаев льготные программы предусматривают как бесплатное образование, так и организацию специальных условий для обучения.

Подробнее в статье: «Льготы по оплате в детский сад в 2019 году».

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях
стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в
учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные
учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в
негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом
родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть
созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны
обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную
адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы
управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по
повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые
направляются в данные образовательные учреждения, в том числе
содержащихся на полном обеспечении государства, определяются
Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.

Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.

  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с нарушениями организма. Нездоровье вызывает неприятие у детей и подростков. Часто малолетние инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • садики;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности.

Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих отпрысков уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Право и обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов в РФ

Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Конвенция о правах инвалидов требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы:

  • инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности;
  • инвалиды имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
  • обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалида;
  • инвалиды получали в рамках системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
  • принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию.

Государства-участники несут ответственность за обеспечение доступности обучения и профессионального образования для инвалидов на равных с другими условиях. Для этого необходимо содействовать освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, способствовать поддержке со стороны сверстников, развивать систему наставничества; содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; привлекать учителей, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля; обеспечивать подборку наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в той обстановке, которая максимально способствует освоению знаний и социальному развитию, в частности, слепых, глухих или слепоглухих детей.

Организация и предоставление специальных условий для получения общего и профессионального образования детьми-инвалидами

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. Организацию и предоставление образования детям-инвалидам реализуют в первую очередь органы управления в сфере образования, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения. В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.

Инвалиды в РФ имеют право на образование (общее и профессиональное) в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.

Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Образовательные организации должны создавать все необходимые условия для общего и профессионального образования инвалидов по основным программам, адаптированным для лиц, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что доступность образования для детей-инвалидов обеспечивается в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, т. е. такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие возможность получения образования детьми-инвалидами по адаптированным основным общеобразовательным программам, специально создаются региональной властью для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные дети-инвалиды, получающие образование, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Формы реализации права

Учебные планы для инвалидной категории граждан разрабатываются отдельно уполномоченными органами с учетом специфики состояния таких лиц, особенностей каждой группы и детской личности. При этом для использования конкретной формы следует установить ряд условий.

По общим правилам, ребенок-инвалид может учиться в обычных школах, не входить в специализированный класс, что в большей степени способствует социализации, поступать в вуз и готовиться к экзаменам, как и другие дети. Однако устанавливаются особые случаи, когда требуется применение специальных форм организации обучения таких граждан. К ним относят домашнее обучение, дистанционное, посещение специальных учреждений и программу семейного образования.

Подробнее в статье: «Льготные кредиты на образование».

Первый вариант — позволить ребенку учиться дома. Здесь важно установление одного из видов заболеваний, предусмотренных Приказом Минздрава РФ № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». Согласно указанному акту, обучение детей-инвалидов на дому возможно при следующих болезнях:

  • новообразование злокачественного характера;
  • заболевание крови, эндокринной системы, иммунных механизмов;
  • расстройства психики;
  • заболевание глаз;
  • болезнь кровеносной, нервной системы, органов дыхания и пищеварения;
  • заболевание кожи, соединительных, костно-мышечных тканей;
  • нарушение мочеполового механизма;
  • последствия тяжелых травм.

Такой вариант не просто упраздняет необходимость посещать школу, но и предполагает дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.

Второй вариант — удаленное или дистанционное обучение детей-инвалидов. Такой методический подход помогает колясочникам, травмированным, иным не передвигающимся лицам получать общее и высшее образование. Причем форма обучения в вузе может быть как очной, так и заочной.

Третий вариант — специализированные учреждения. Такие организации формируют коррекционные, компьютерные, иные специальные классы, направленные на индивидуализацию проблем обучающихся и приспособленные исключительно для детей с отклонениями. Также предполагается подготовка тех, кто получил тяжкие заболевания, ограничен в возможностях и не способен обучаться совместно со здоровыми людьми.

Еще один вариант — семейное образование. Этот вид предусмотрен Письмом Минобрнауки России № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». Он предполагает, что на родителей возлагается обязанность обеспечить ребенку необходимые знания, средства для освоения новой информации, возможность привлечения стороннего педагога и прочее. При этом обеспечение указанных форм и контроль над процессом ложатся на органы власти конкретного субъекта, а в случае с семейным вариантом — на местную власть.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме
проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель,
социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения,
подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50%!скидкой на
междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое
время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет
нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут обеспечить
автомобилем для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство
не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на
использование специализированных автотранспортных средств.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео об образовании детей-инвалидов

Похожие статьи

  1. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Кабинет министров утвердил список необходимых спецпродуктов для детей-инвалидов на будущий год
  3. Права детей, оставшихся без попечения родителей, на образование и трудоустройство
  4. Внесены изменения в действующие правила перечисления средств маткапитала на образование детей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: