ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Настоящий законопроект направлен на поддержку воспроизводства населения Российской Федерации, рождаемости в стране, а также института передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на воспитание.
В этих целях законопроектом предлагается предоставить возможность направлять средства материнского (семейного капитала) на оказание ребенку высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, а также реабилитацию ребенка-инвалида при возникновении такой необходимости.
Кроме того, проектом Федерального закона предусматривается отмена ограничения в получении материнского (семейного) капитала в случае, если право на получение материнского (семейного) капитала было однажды уже реализовано. То есть предполагается, что материнский (семейный) капитал можно будет получить не только на второго ребенка, но и на третьего и последующих рожденных или усыновленных детей.
Также проектом Федерального закона предлагается ввести бессрочный характер действия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который на сегодняшний день ограничен 31 декабря 2016 года, когда выдача материнского (семейного) капитала должна быть прекращена.
Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский (семейный) капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей.
Однако согласно части 3 статьи 7 рассматриваемого Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком (детьми);
- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона.
Получается, что мужчина, являющийся единственным усыновителем второго и последующих детей, в отличие от женщин не может распорядиться соответствующими средствами с целью формирования накопительной части трудовой пенсии.
Настоящий законопроект также выравнивает родителей в этих правах независимо от их пола.
Принятие законопроекта повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета, которые предлагается учесть при формировании федерального бюджета на 2014 год и последующие годы, при необходимости с привлечением накоплений Фонда национального благосостояния России.