ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Как видно из норм действующего Федерального закона N 256-ФЗ от 29.12.2006, дополнительные меры государственной поддержки семей имеют узкую целевую направленность и предусматривают возможность реализации данных выплат лишь по трем направлениям:
- для улучшения жилищных условий;
- получения образования;
- повышения уровня пенсионного обеспечения (в части формирования накопительной части трудовой пенсии).
Распоряжение же средствами материнского капитала возможно по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (за исключением случаев использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения).
Таким образом, несмотря на то, что право лица на получение средств материнского капитала возникло в момент и в силу рождения второго и последующего ребенка (либо усыновления), фактическое получение денежных средств ставится в зависимость от временных факторов и жизненных обстоятельств, которые могут и вовсе лишить субъект права возможности этого получения (например, смерть).
Однако жизненные трудности семей, и в частности родителей, по воспитанию детей не ограничиваются лишь улучшением жилищных условий и получением образования для них. У каждой конкретной семьи имеются свои планы и методы, позволяющие в первую очередь создать ребенку положительную атмосферу в семье, показать заботу о нем, в т.ч. решать возникающие финансовые проблемы, требующие "оперативного-сегодняшнего" решения, а не через 3 года с момента его рождения.
К примеру, большим положительным эффектом для многодетной семьи явилось бы приобретение за счет средств материнского капитала транспортного средства, создание семейного фермерского предприятия либо распоряжение денежными средствами для экстренного лечения ребенка, чем хоть и гарантированное, но ограниченное годами право распоряжения такими необходимыми в данный момент средствами.
К сожалению, существуют примеры, когда граждане совершают невыгодную для себя сделку по приобретению жилья, с использованием средств материнского капитала, а затем тут же продают его по меньшей стоимости. Таким образом, как бы превращают право на социальную выплату в реальные денежные средства. В результате выгодоприобретателем становится не многодетная семья, а риелторы или недобросовестные продавцы недвижимости.
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон, позволяющих, лицам, имеющим право на получение средств материнского (семейного) капитала распоряжаться данными средствами с момента возникновении данного права, и по своему усмотрению, является актуальной и востребованной, что подтверждается наличием уже существующей законодательной инициативы по расширению направлений распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Предложенные и находящиеся на рассмотрении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации законопроекты по данной тематике предлагают лишь увеличение направлений по распоряжению средствами материнского капитала, исходя из какой-либо субъективной жизненной ситуации. Однако перечисление данных направлений в федеральном законе, исходя из потребностей каждого субъекта права, просто невозможно, а следовательно, целесообразно предоставить право выбора этих направлений самим гражданам.
Предложенным законопроектом предлагается предусмотреть возможность единовременной выплаты в пользу лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в размере, равном размеру материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления о предоставлении данной выплаты, независимо от срока его подачи.
Оплата должна быть осуществлена в денежной форме без предоставления документов их целевого использования.
Законопроект также предусматривает возможность отказа в единовременной выплате при наличии заключения органов опеки и попечительства, вынесенного по результатам проверки условий жизни и соблюдения лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в т.ч. обеспечения сохранности имущества их детей, а также исполнения ими своих обязанностей.