ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
от 18 июня 2012 г. N 35

63. О проекте Федерального закона N 82972-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении права на материнский (семейный) капитал семьям, в которых родился (усыновлен) первый ребенок, начиная с 1 января 2013 года) - вносит депутат Государственной Думы М.В. Дегтярев

Принято решение:
1. Направить указанный проект Федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Назначить ответственным в работе над проектом Федерального закона Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей до 20 июля 2012 года.
2. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект Федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.
3. Включить указанный проект Федерального закона в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2012 года (ноябрь).

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е.НАРЫШКИН

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Проект Федерального закона разработан в целях стимулирования раннего рождения в семье первого ребенка и регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В России становятся привычным явлением семьи, в которых растет всего один ребенок, уменьшается количество детей в сельских семьях, отличавшихся прежде многодетностью, все чаще супруги откладывают рождение первого ребенка на более поздний срок.
Происходит постепенное перемещение возраста максимальной интенсивности деторождения из возрастной группы 20 - 24 года в возрастную группу 25 - 29 лет и повышение вклада старших возрастных групп (старше 30 лет) до уровня, характерного для молодых матерей до 25 лет.
Средний возраст матери при рождении первенца в России в 2005 году составил 24 года, в Белоруссии, Латвии и Эстонии - 25 лет, в Чехии и Хорватии - 26 лет, в Австрии и Португалии - 27 лет, а в Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и Швеции он превысил 28 лет.
Приобщение к опыту откладывания рождения первого ребенка среди молодых поколений происходит весьма интенсивно.
Специалисты считают это проблемой. Оптимальный возраст для рождения первенца, по их словам - 20 - 25 лет. Ведь у женщины, в отличие от мужчины, на репродуктивную функцию отпускается строго определенный срок.
Все чаще молодые семьи откладывают рождение детей в связи с тем, что супруги заняты карьерой. Однако когда пара решает зачать ребенка, она нередко сталкивается со специфическими проблемами, связанными с зачатием, а также рождением ребенка с генетическими заболеваниями.
Действующее законодательство уделяет значительное внимание семьям, имеющим двух и более детей. Однако меры по действенному стимулированию рождаемости первенцев отсутствуют.
Поскольку все большее количество семей решаются на рождение первого ребенка после 30 лет, они все чаще (в силу своего возраста) отказываются от рождения второго и последующих детей. Тем самым тормозится рост количества многодетных семей.
Сейчас дети рождаются у относительно многочисленного поколения 1980-х годов. Но в репродуктивный возраст входит малочисленное поколение 1990-х, у которых репродуктивные установки значительно ниже, что может привести к сокращению количества семей, имеющих двух и более детей.
Однако количество детей в семье определяется не только репродуктивными установками, но и внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок.
Согласно данным социологического опроса, проведенного в мае 2006 года Фондом "Общественное мнение", 2% респондентов вообще не хотят иметь детей, 9% респондентов хотели бы ограничиться рождением одного ребенка, 48% хотят иметь двух детей, 24% - трех и 16% - четверых и более детей.
Однако на практике ситуация складывается иначе. И одним ребенком ограничиваются уже 35% респондентов.
Среди респондентов среднего возраста (26 - 40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснение отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).
Таким образом, у половины граждан существует осознанное желание иметь двух детей, однако во многом из-за финансовых обстоятельств многие респонденты ограничиваются поздним рождением одного ребенка.
Обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, будет осуществляться за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проект Закона предусматривает однократное предоставление материнского (семейного) капитала семьям, в которых родился (был усыновлен) первый ребенок, начиная с 1 января 2013 года.
Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, то есть по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.
Проектом Федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) первого ребенка - 100 тыс. рублей.
Проектом Федерального закона предусматривается предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) первого ребенка, начиная с 1 января 2013 года. При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки перейдет к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях).
При этом, как и для материнского (семейного) капитала, при рождении (усыновлении) второго ребенка средствами материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) первого ребенка в полном объеме либо по частям можно будет распорядиться по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Проект Закона призван предотвратить негативные последствия существующих демографических тенденций, стимулировать семьи в возрасте до 30 лет на рождение (усыновление) первенцев, тем самым поддерживая стремление большинства граждан в возрасте до 35 - 40 лет на рождение (усыновление) вторых и последующих детей.